http://www.be-in.ru/review/33656-estet/
http://www.be-in.ru/review/33656-estet/
Ликбез для тех, кто мечтает встать на зыбкий путь богемы, но не знает, с чего начать
http://www.be-in.ru/review/33656-estet/
Ликбез для тех, кто мечтает встать на зыбкий путь богемы, но не знает, с чего начать
16.09.14059790Максим Муратов
В богемной среде существует два типа
людей. Первых можно назвать эстетами. Они болезненно ощущают грань между
пошлостью и красотой, обладают тонким вкусом и понимают самые
нетрадиционные проявления искусства. Вторые – мимикрируют под эстетов.
Они нахватались по верхам и делают вид, что глубоко духовны и
разносторонне развиты, произнося в беседах об искусстве ничего не
значащие для них имена, названия художественных направлений и
кинофильмов. На самом деле их культурная база чаще всего ограничивается
десятком статей «Википедии», несколькими философскими выдержками из
романов Пауло Коэльо и парой-тройкой фильмов Дарена Аронофски. Если вы
хотите примкнуть к категории таких «людей-оборотней» – эта статья
послужит руководством к действию. А если вы только начинаете путь
постижения искусства, но не знаете с чего начать, – эта статья даст
общие ориентиры, от которых можно отталкиваться.
Аргентинский писатель,
один из теоретиков постмодернизма. Главная идея творчества – мир похож
на библиотеку-лабиринт, в которой мы блуждаем от книги к книге. Все
вокруг – упорядоченный хаос, пронумерованный Вавилон. Чтобы понять
логику хаоса, нужно много читать. Борхес – мастер короткой формы. В
ходе беседы можно вскользь сослаться на такие рассказы, как «Вавилонская
библиотека», «Сад расходящихся тропок», «Роза Парацельса».
Французский
экзистенциалист. Писал об абсурде человеческого существования. Название
самого известного его романа говорит само за себя – «Тошнота». Вслед за
Сартром делайте вид, что испытываете легкое отвращение к собственной
жизни и окружающему миру, – ваши высоколобые собеседники это обязательно
оценят.
Французский поэт. С ним
прочно ассоциируется понятие «декаданс». Писал стихи, восхваляющие зло,
воспевающие изысканный порок, предвещающие конец мира, поэтизирующие
смерть и разложение. Главный сборник Бодлера – «Цветы зла». Вас
посчитают тонкой и притягательно-порочной натурой, если процитируете
хотя бы пару строк из Бодлера. Например, «И вас, красавица, и вас
коснется тленье, и вы сгниете до костей, одетая в цветы под скорбные
моленья, добыча гробовых гостей».
Ирландский
писатель-модернист. Использовал технику потока сознания, то есть писал
обо всем, что в голову придет, помещая это в условные рамки сюжета. Его
роман «Улисс» мало кто даже из литературоведов может дочитать до конца.
Он очень длинный и практически невозможный для чтения, а все из-за
пресловутого потока сознания. Смело говорите, что читали этот талмуд,
упоминая при этом о том, что Джойс гениально переработал античный мотив
скитаний Одиссея в своем романе. Кстати, если вы не в курсе, Уллис и
Одиссей – одно и то же. Проверить, насколько хорошо вы знакомы с
книгой, мало кто сможет – многие интеллектуалы тоже не признаются, что
не читали этот роман.
Французский писатель,
режиссер и художник. Главный эстет в искусстве первой половины XX века.
Если назовете его в списке любимых авторов, то автоматически заслужите
уважение окружающих – Кокто не так известен, как те же Борхес и Сартр,
поэтому упоминая о нем, вы можете укрепить у собеседников мнение о вас,
как о человеке с отличным литературным вкусом. В лучших произведениях
Кокто – «Орфей», «Человеческий голос», «Ужасные дети» – проявляется
мотив тоски по исчезающей красоте. Пожалуй, этой формулировки творчества
хватит, чтобы произвести впечатление.
Федерико Феллини – один из столпов авторского кино. В своих фильмах итальянский мастер умело сочетал комичное и трагичное, сюрреализм и повседневность. Дорога – главный сюжетообразующий мотив его творчества, а художественное полотно обычно напоминает мозаику, состоящую из разных и четко не связанных между собой эпизодов. Лучшие фильмы – «Дорога», «Восемь с половиной», «Сладкая жизнь», «Амаркорд». Хотя бы примерно знать его творчество необходимо каждому интеллектуалу. Хороший эффект имеет фраза: «Я сейчас как раз пересматриваю все фильмы Феллини в хронологическом порядке».
Питер Гринуэй – главный эстет английского кино, настоящий кумир интеллектуалов. Он одержим идеей расчленить вселенную, классифицировать и пронумеровать каждую ее часть. Лучшие фильмы – «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Дитя Макона», «Чемоданы Тульса Люпера». Принято обращать внимание на то, что Гринуэй со своей холодной эстетикой режиссера-хирурга разрезает наше сознание и внимательно рассматривает, что у нас внутри. А барочная и одновременно минималистская музыка Майкла Наймана (постоянный композитор Гринуэя) – это его скальпель. Он особенно остро заточен в шедевре «Повар, вор, его жена и ее любовник».
Дэвид Линч – мастер экранизации кошмарных снов психически нездорового человека. От сочетания его болезненного воображения со штампами массовой культуры были рождены такие опусы, как «Голова-ластик», «Синий Бархат» и «Малхолланд-драйв». Говорить о Линче бессмысленно – просто восхищайтесь и иногда повторяйте, как он гипнотизирует зрителя своей напряженной сине-красной цветовой гаммой.
Фильмы Педро Альмодовара – отдых для глаза и мозга после Линча и Гринуэя. Истории, рассказанные испанским маэстро, просты и глубоки. Он умело сталкивает лбами респектабельный мир богатых людей и яркий карнавал за гранью моральных норм. Говоря об Альмодоваре, нужно упомянуть «Женщины на грани нервного срыва», «Матадор», «Все о моей матери» и «Дурное воспитание».
Алехандро Ходоровский – беспроигрышный вариант, если вы хотите поразить всех изощренностью своего вкуса. Фильмография чилийского режиссера – украшение коллекции любого серьезного киномана. Ходоровский прославился тремя своими фильмами: «Крот», «Священная гора» и «Святая кровь». В них красочное буйство латиноамериканской души соединено с традицией европейского сюрреализма. Ходоровским восторгались Джон Леннон и Сальвадор Дали, поэтому логичнее всего вслед за великими признаваться в любви к гению сюрреализма.
Русско-немецкий академический композитор, чей стиль отличается концептуальностью задумки и частым использованием какофонии для достижения эффекта хаоса. Шнитке умело сочетал элементы высокого академизма и масс-культурных жанров. В качестве примера ознакомьтесь с партией Мефистофеля из кантаты «Доктор Фауст» – музыку для масс Шнитке считал дьявольской и использовал элементы танго, отображая инфернальное зло.
Авангардная американская певица греческого происхождения с внешностью Мартиши Адамс поразила эстетов своими экспериментами со звуком и вокальным диапазоном в четыре октавы. В свое время она убила в себе оперную певицу и выстроила собственный стиль, в котором она может позволить себе все, что угодно. Голосом Галас может выразить любую эмоцию. Но особенно ей удаются боль и ярость.
Клаус Номи, выглядящий как футуристический Пьеро под кислотой, долгое время искал свой голос и в итоге нашел непередаваемое звучание – сам он называл свои вокальные способности «пением пьяной в дупель оперной дивы». И правда, чудный контр-тенор Номи не спутать ни с чем. Несмотря на поп-подачу, музыку Клауса Номи любить незазорно, так как он является представителем позднего немецкого авангарда, перенявшего традиции кабаре 20-х годов.
Главный интеллектуал американской сцены. В 1970-е она экспериментировала с электронной музыкой, в 1980-е – с пост-панком, а в 1990-е – с арт-роком. Лори Андерсон со временем не становится менее авангардной и более массовой. За это ее и любят эстеты.
«Я считаю, что данный концепт имеет место в современном культурном контексте»;
«Да, постмодернизм скоро окончательно погубит чистое искусство»;
«Я вижу в этом художественном объекте витальную силу»;
«По-моему, это беспросветный экзистенциализм»;
«Это было создано на стыке массового и элитарного искусств»;
«Пожалуй, мне близки эти декадентские мотивы».
Оскар Уайльд смотрит на тебя укоризненно, псевдоэстет
«Слово – одежда всех фактов, всех мыслей» (М. Горький)
Если в беседе вдруг зашла речь о писателе, которого вы не знаете, сделайте многозначительный вид и отвечайте, что, конечно же, читали. Собеседник-интеллектуал сам все скажет, а вам останется только соглашаться. Но если вдруг вас спросят о ваших любимых авторах, то можете назвать нижеперечисленных:Хорхе Луис Борхес
Жан-Поль Сартр
Шарль Бодлер
Джеймс Джойс
Жан Кокто
«Важнейшим из искусств для нас является кино» (В.И. Ленин)
Кино – важная составляющая интеллектуального багажа. Если вы разбираетесь в нем, то всегда найдете, о чем поговорить с умными людьми. Но мало знать фильмы, нужно помнить имена режиссеров и иметь хотя бы общее впечатление об их творчестве.Федерико Феллини
Федерико Феллини – один из столпов авторского кино. В своих фильмах итальянский мастер умело сочетал комичное и трагичное, сюрреализм и повседневность. Дорога – главный сюжетообразующий мотив его творчества, а художественное полотно обычно напоминает мозаику, состоящую из разных и четко не связанных между собой эпизодов. Лучшие фильмы – «Дорога», «Восемь с половиной», «Сладкая жизнь», «Амаркорд». Хотя бы примерно знать его творчество необходимо каждому интеллектуалу. Хороший эффект имеет фраза: «Я сейчас как раз пересматриваю все фильмы Феллини в хронологическом порядке».
Питер Гринуэй
Питер Гринуэй – главный эстет английского кино, настоящий кумир интеллектуалов. Он одержим идеей расчленить вселенную, классифицировать и пронумеровать каждую ее часть. Лучшие фильмы – «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Дитя Макона», «Чемоданы Тульса Люпера». Принято обращать внимание на то, что Гринуэй со своей холодной эстетикой режиссера-хирурга разрезает наше сознание и внимательно рассматривает, что у нас внутри. А барочная и одновременно минималистская музыка Майкла Наймана (постоянный композитор Гринуэя) – это его скальпель. Он особенно остро заточен в шедевре «Повар, вор, его жена и ее любовник».
Дэвид Линч
Дэвид Линч – мастер экранизации кошмарных снов психически нездорового человека. От сочетания его болезненного воображения со штампами массовой культуры были рождены такие опусы, как «Голова-ластик», «Синий Бархат» и «Малхолланд-драйв». Говорить о Линче бессмысленно – просто восхищайтесь и иногда повторяйте, как он гипнотизирует зрителя своей напряженной сине-красной цветовой гаммой.
Педро Альмодовар
Фильмы Педро Альмодовара – отдых для глаза и мозга после Линча и Гринуэя. Истории, рассказанные испанским маэстро, просты и глубоки. Он умело сталкивает лбами респектабельный мир богатых людей и яркий карнавал за гранью моральных норм. Говоря об Альмодоваре, нужно упомянуть «Женщины на грани нервного срыва», «Матадор», «Все о моей матери» и «Дурное воспитание».
Алехандро Ходоровский
Алехандро Ходоровский – беспроигрышный вариант, если вы хотите поразить всех изощренностью своего вкуса. Фильмография чилийского режиссера – украшение коллекции любого серьезного киномана. Ходоровский прославился тремя своими фильмами: «Крот», «Священная гора» и «Святая кровь». В них красочное буйство латиноамериканской души соединено с традицией европейского сюрреализма. Ходоровским восторгались Джон Леннон и Сальвадор Дали, поэтому логичнее всего вслед за великими признаваться в любви к гению сюрреализма.
«Художник думает рисунком» (С. Дали)
Неискушенный человек, скорее всего, ничего не поймет в современной живописи и скульптуре, приняв что-то за мазню, а что-то за набор несвязных между собой предметов. Важно помнить, что современное изобразительное искусство концептуально, то есть идея важнее формы. Чтобы не опозориться в арт-галерее, ознакомьтесь с тремя примечательными направлениями искусства XX века.Абстрактный экспрессионизм
Абстрактные экспрессионисты предложили отказаться от правил живописи. Искусство должно освободиться от давления формы, а творческий процесс стать спонтанным. Не просто воспринимать работы, на которых художник в буквальном смысле слова выплеснул свои эмоции с помощью красок.
Джексон Поллок «Алхимия»
Поп-арт
Оценивать объекты поп-арта нужно, понимая смысл этого направления. Поп-художники констатируют кризис общества потребления, преобразуя знакомые образы массовой культуры, такие как банка Coca-Cola или фотография Мерилин Монро, в объекты искусства. Таким образом они говорят о том, что настоящего искусства уже не будет – оно никому не интересно.
Энди Уорхолл «Банка супа Кэмпбелл»
Реди-мейд
Это одно из самых противоречивых направлений искусства. Произведения реди-мейд представляют собой обычные предметы обихода. Художники объясняют это тем, что утилитарный предмет, который больше не функционирует, автоматически переходит в пространство искусства, неся новые смыслы. В этом случае, главное не спутать обычный огнетушитель с произведением реди-мейд.
Марсель Дюшан «Колесо от велосипеда»
«Музыка нас связала» (группа «Мираж»)
Если вы любите русский рок и считаете его верхом интеллектуальности, лучше помолчите в обществе эстетов. Свои пристрастия к Lady Gaga тоже лучше оставить за бортом и не доказывать собеседнику, что в ее текстах много постмодернистских отсылок. Мы предлагаем несколько проверенных вариантов.Альфред Шнитке
Русско-немецкий академический композитор, чей стиль отличается концептуальностью задумки и частым использованием какофонии для достижения эффекта хаоса. Шнитке умело сочетал элементы высокого академизма и масс-культурных жанров. В качестве примера ознакомьтесь с партией Мефистофеля из кантаты «Доктор Фауст» – музыку для масс Шнитке считал дьявольской и использовал элементы танго, отображая инфернальное зло.
Диаманда Галас
Авангардная американская певица греческого происхождения с внешностью Мартиши Адамс поразила эстетов своими экспериментами со звуком и вокальным диапазоном в четыре октавы. В свое время она убила в себе оперную певицу и выстроила собственный стиль, в котором она может позволить себе все, что угодно. Голосом Галас может выразить любую эмоцию. Но особенно ей удаются боль и ярость.
Клаус Номи
Клаус Номи, выглядящий как футуристический Пьеро под кислотой, долгое время искал свой голос и в итоге нашел непередаваемое звучание – сам он называл свои вокальные способности «пением пьяной в дупель оперной дивы». И правда, чудный контр-тенор Номи не спутать ни с чем. Несмотря на поп-подачу, музыку Клауса Номи любить незазорно, так как он является представителем позднего немецкого авангарда, перенявшего традиции кабаре 20-х годов.
Лори Андерсон
Главный интеллектуал американской сцены. В 1970-е она экспериментировала с электронной музыкой, в 1980-е – с пост-панком, а в 1990-е – с арт-роком. Лори Андерсон со временем не становится менее авангардной и более массовой. За это ее и любят эстеты.
«Давайте говорить правильно!» (Л.А. Вербицкая)
Чтобы убедить интеллектуалов в богатстве словарного запаса, не обязательно произносить речь. Нужно многозначительно молчать, кивать, когда требуется, а иногда вставлять между заумными триадами собеседников подобные словосочетания:«Я считаю, что данный концепт имеет место в современном культурном контексте»;
«Да, постмодернизм скоро окончательно погубит чистое искусство»;
«Я вижу в этом художественном объекте витальную силу»;
«По-моему, это беспросветный экзистенциализм»;
«Это было создано на стыке массового и элитарного искусств»;
«Пожалуй, мне близки эти декадентские мотивы».
Зинаида
Гиппиус и компания презирают дутых интеллектуалов, таких, как ты
Комментариев нет:
Отправить комментарий