Страницы

среда, 17 сентября 2014 г.

http://www.be-in.ru/review/33656-estet/

 http://www.be-in.ru/review/33656-estet/

Ликбез для тех, кто мечтает встать на зыбкий путь богемы, но не знает, с чего начать


16.09.1459790Максим Муратов
В богемной среде существует два типа людей. Первых можно назвать эстетами. Они болезненно ощущают грань между пошлостью и красотой, обладают тонким вкусом и понимают самые нетрадиционные проявления искусства. Вторые – мимикрируют под эстетов. Они нахватались по верхам и делают вид, что глубоко духовны и разносторонне развиты, произнося в беседах об искусстве ничего не значащие для них имена, названия художественных направлений и кинофильмов. На самом деле их культурная база чаще всего ограничивается десятком статей «Википедии», несколькими философскими выдержками из романов Пауло Коэльо и парой-тройкой фильмов Дарена Аронофски. Если вы хотите примкнуть к категории таких «людей-оборотней» – эта статья послужит руководством к действию. А если вы только начинаете путь постижения искусства, но не знаете с чего начать, – эта статья даст общие ориентиры, от которых можно отталкиваться.
Оскар Уайльд смотрит на тебя укоризненно, псевдоэстет

«Слово – одежда всех фактов, всех мыслей» (М. Горький)

Если в беседе вдруг зашла речь о писателе, которого вы не знаете, сделайте многозначительный вид и отвечайте, что, конечно же, читали. Собеседник-интеллектуал сам все скажет, а вам останется только соглашаться. Но если вдруг вас спросят о ваших любимых авторах, то можете назвать нижеперечисленных:

Хорхе Луис Борхес

Аргентинский писатель, один из теоретиков постмодернизма. Главная идея творчества – мир похож на библиотеку-лабиринт, в которой мы блуждаем от книги к книге. Все вокруг – упорядоченный хаос, пронумерованный Вавилон. Чтобы понять логику хаоса, нужно много читать. Борхес – мастер короткой формы. В ходе беседы можно вскользь сослаться на такие рассказы, как «Вавилонская библиотека», «Сад расходящихся тропок», «Роза Парацельса».

Жан-Поль Сартр

Французский экзистенциалист. Писал об абсурде человеческого существования. Название самого известного его романа говорит само за себя – «Тошнота». Вслед за Сартром делайте вид, что испытываете легкое отвращение к собственной жизни и окружающему миру, – ваши высоколобые собеседники это обязательно оценят.

Шарль Бодлер

Французский поэт. С ним прочно ассоциируется понятие «декаданс». Писал стихи, восхваляющие зло, воспевающие изысканный порок, предвещающие конец мира, поэтизирующие смерть и разложение. Главный сборник Бодлера – «Цветы зла». Вас посчитают тонкой и притягательно-порочной натурой, если процитируете хотя бы пару строк из Бодлера. Например, «И вас, красавица, и вас коснется тленье, и вы сгниете до костей, одетая в цветы под скорбные моленья, добыча гробовых гостей».

Джеймс Джойс

Ирландский писатель-модернист. Использовал технику потока сознания, то есть писал обо всем, что в голову придет, помещая это в условные рамки сюжета. Его роман «Улисс» мало кто даже из литературоведов может дочитать до конца. Он очень длинный и практически невозможный для чтения, а все из-за пресловутого потока сознания. Смело говорите, что читали этот талмуд, упоминая при этом о том, что Джойс гениально переработал античный мотив скитаний Одиссея в своем романе. Кстати, если вы не в курсе, Уллис и Одиссей – одно и то же. Проверить, насколько хорошо вы знакомы с книгой, мало кто сможет – многие интеллектуалы тоже не признаются, что не читали этот роман.

Жан Кокто

Французский писатель, режиссер и художник. Главный эстет в искусстве первой половины XX века. Если назовете его в списке любимых авторов, то автоматически заслужите уважение окружающих – Кокто не так известен, как те же Борхес и Сартр, поэтому упоминая о нем, вы можете укрепить у собеседников мнение о вас, как о человеке с отличным литературным вкусом. В лучших произведениях Кокто – «Орфей», «Человеческий голос», «Ужасные дети» – проявляется мотив тоски по исчезающей красоте. Пожалуй, этой формулировки творчества хватит, чтобы произвести впечатление.

«Важнейшим из искусств для нас является кино» (В.И. Ленин)

Кино – важная составляющая интеллектуального багажа. Если вы разбираетесь в нем, то всегда найдете, о чем поговорить с умными людьми. Но мало знать фильмы, нужно помнить имена режиссеров и иметь хотя бы общее впечатление об их творчестве.

Федерико Феллини



Федерико Феллини – один из столпов авторского кино. В своих фильмах итальянский мастер умело сочетал комичное и трагичное, сюрреализм и повседневность. Дорога – главный сюжетообразующий мотив его творчества, а художественное полотно обычно напоминает мозаику, состоящую из разных и четко не связанных между собой эпизодов. Лучшие фильмы – «Дорога», «Восемь с половиной», «Сладкая жизнь», «Амаркорд». Хотя бы примерно знать его творчество необходимо каждому интеллектуалу. Хороший эффект имеет фраза: «Я сейчас как раз пересматриваю все фильмы Феллини в хронологическом порядке».

Питер Гринуэй



Питер Гринуэй – главный эстет английского кино, настоящий кумир интеллектуалов. Он одержим идеей расчленить вселенную, классифицировать и пронумеровать каждую ее часть. Лучшие фильмы – «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Дитя Макона», «Чемоданы Тульса Люпера». Принято обращать внимание на то, что Гринуэй со своей холодной эстетикой режиссера-хирурга разрезает наше сознание и внимательно рассматривает, что у нас внутри. А барочная и одновременно минималистская музыка Майкла Наймана (постоянный композитор Гринуэя) – это его скальпель. Он особенно остро заточен в шедевре «Повар, вор, его жена и ее любовник».

Дэвид Линч



Дэвид Линч – мастер экранизации кошмарных снов психически нездорового человека. От сочетания его болезненного воображения со штампами массовой культуры были рождены такие опусы, как «Голова-ластик», «Синий Бархат» и «Малхолланд-драйв». Говорить о Линче бессмысленно – просто восхищайтесь и иногда повторяйте, как он гипнотизирует зрителя своей напряженной сине-красной цветовой гаммой.

Педро Альмодовар



Фильмы Педро Альмодовара – отдых для глаза и мозга после Линча и Гринуэя. Истории, рассказанные испанским маэстро, просты и глубоки. Он умело сталкивает лбами респектабельный мир богатых людей и яркий карнавал за гранью моральных норм. Говоря об Альмодоваре, нужно упомянуть «Женщины на грани нервного срыва», «Матадор», «Все о моей матери» и «Дурное воспитание».

Алехандро Ходоровский



Алехандро Ходоровский – беспроигрышный вариант, если вы хотите поразить всех изощренностью своего вкуса. Фильмография чилийского режиссера – украшение коллекции любого серьезного киномана. Ходоровский прославился тремя своими фильмами: «Крот», «Священная гора» и «Святая кровь». В них красочное буйство латиноамериканской души соединено с традицией европейского сюрреализма. Ходоровским восторгались Джон Леннон и Сальвадор Дали, поэтому логичнее всего вслед за великими признаваться в любви к гению сюрреализма.

«Художник думает рисунком» (С. Дали)

Неискушенный человек, скорее всего, ничего не поймет в современной живописи и скульптуре, приняв что-то за мазню, а что-то за набор несвязных между собой предметов. Важно помнить, что современное изобразительное искусство концептуально, то есть идея важнее формы. Чтобы не опозориться в арт-галерее, ознакомьтесь с тремя примечательными направлениями искусства XX века.

Абстрактный экспрессионизм

Абстрактные экспрессионисты предложили отказаться от правил живописи. Искусство должно освободиться от давления формы, а творческий процесс стать спонтанным. Не просто воспринимать работы, на которых художник в буквальном смысле слова выплеснул свои эмоции с помощью красок.
Джексон Поллок «Алхимия»

Поп-арт

Оценивать объекты поп-арта нужно, понимая смысл этого направления. Поп-художники констатируют кризис общества потребления, преобразуя знакомые образы массовой культуры, такие как банка Coca-Cola или фотография Мерилин Монро, в объекты искусства. Таким образом они говорят о том, что настоящего искусства уже не будет – оно никому не интересно.
Энди Уорхолл «Банка супа Кэмпбелл»

Реди-мейд

Это одно из самых противоречивых направлений искусства. Произведения реди-мейд представляют собой обычные предметы обихода. Художники объясняют это тем, что утилитарный предмет, который больше не функционирует, автоматически переходит в пространство искусства, неся новые смыслы. В этом случае, главное не спутать обычный огнетушитель с произведением реди-мейд.
Марсель Дюшан «Колесо от велосипеда»

«Музыка нас связала» (группа «Мираж»)

Если вы любите русский рок и считаете его верхом интеллектуальности, лучше помолчите в обществе эстетов. Свои пристрастия к Lady Gaga тоже лучше оставить за бортом и не доказывать собеседнику, что в ее текстах много постмодернистских отсылок. Мы предлагаем несколько проверенных вариантов.

Альфред Шнитке


Русско-немецкий академический композитор, чей стиль отличается концептуальностью задумки и частым использованием какофонии для достижения эффекта хаоса. Шнитке умело сочетал элементы высокого академизма и масс-культурных жанров. В качестве примера ознакомьтесь с партией Мефистофеля из кантаты «Доктор Фауст» – музыку для масс Шнитке считал дьявольской и использовал элементы танго, отображая инфернальное зло.

Диаманда Галас


Авангардная американская певица греческого происхождения с внешностью Мартиши Адамс поразила эстетов своими экспериментами со звуком и вокальным диапазоном в четыре октавы. В свое время она убила в себе оперную певицу и выстроила собственный стиль, в котором она может позволить себе все, что угодно. Голосом Галас может выразить любую эмоцию. Но особенно ей удаются боль и ярость.

Клаус Номи


Клаус Номи, выглядящий как футуристический Пьеро под кислотой, долгое время искал свой голос и в итоге нашел непередаваемое звучание – сам он называл свои вокальные способности «пением пьяной в дупель оперной дивы». И правда, чудный контр-тенор Номи не спутать ни с чем. Несмотря на поп-подачу, музыку Клауса Номи любить незазорно, так как он является представителем позднего немецкого авангарда, перенявшего традиции кабаре 20-х годов.

Лори Андерсон


Главный интеллектуал американской сцены. В 1970-е она экспериментировала с электронной музыкой, в 1980-е – с пост-панком, а в 1990-е – с арт-роком. Лори Андерсон со временем не становится менее авангардной и более массовой. За это ее и любят эстеты.

«Давайте говорить правильно!» (Л.А. Вербицкая)

Чтобы убедить интеллектуалов в богатстве словарного запаса, не обязательно произносить речь. Нужно многозначительно молчать, кивать, когда требуется, а иногда вставлять между заумными триадами собеседников подобные словосочетания:
«Я считаю, что данный концепт имеет место в современном культурном контексте»;
«Да, постмодернизм скоро окончательно погубит чистое искусство»;
«Я вижу в этом художественном объекте витальную силу»;
«По-моему, это беспросветный экзистенциализм»;
«Это было создано на стыке массового и элитарного искусств»;
«Пожалуй, мне близки эти декадентские мотивы».

Зинаида Гиппиус и компания презирают дутых интеллектуалов, таких, как ты

Внимание!

Представленные выше ориентиры лишь ненадолго помогут вам продержаться на плаву в богемном обществе. Если по каким-то причинам вы хотите по-настоящему расти и развиваться, не ограничивайтесь общими фразами и поверхностными знаниями. Постепенно наращивайте культурную базу, и тогда вам не придется постыдно симулировать богатый внутренний мир.

Комментариев нет:

Отправить комментарий