Страницы

понедельник, 6 апреля 2015 г.

Туда где люди не живут. Услышать Зов.


... Ну как рассказать мне тебе что такое гора.
Гора это небо из камня и снега, там холод такой неземной. 
Незамная жара и ветер такой, что не где, кроме неба и не был...
- Юрий Визбор

Когда-то «случайно» наткнувшись на описание зимнего восхождения, я не могла оторваться от завораживающих воображение возможных рисков и восхищалась гениальностью технических хитростей, делающих возможным выживание человека в столь суровых условиях.  Суровых, не то слово – альпинисты, действительно, ходят туда - где люди не живут. Тогда зачитываясь дневниками альпинистов, я думала, что в заснеженные горы могут ходить только Боги. И я влюбилась, влюбилась в них - в горы, конечно. И еще, в тех, чья душа им по росту.  Не удивительно, что горы открывают в человеке красоту, мудрость и виденье вещей такими, как они есть. Ведь буквально с высоты лучше виден как ландшафт, так свою жизнь.  Да горы взрослят тех, кто готов встретится с ними.
Вершинная романтика песней бардов - сердце которых готово объять горизонты, цепляет и вдохновляет жить, и достигать чего-то своего на равнинах, даже тех, кто вряд ли готов помыслить о пребывании в столь рискованных условиях и обстоятельствах.
Так, будучи женой и матерью двоих детей, мирно исследуя психологию в городских условиях, танцуя в свое удовольствие на сценах Киева и Львова в рок-балете и тайно изучая психологию шоу-бизнеса, я заинтересовалась психологией "горных людей". Но тогда, лет семь назад, я и помыслить не могла, что тем, кому я завидую всеми цветами радуги - я могу иметь прямое отношение. Как в сказке про гадкого утенка, я и не представляла, что могу иметь что-то общее с «этими птицами».

Тогда я еще не знала, как высоко могут простираться мои мечты.
Подводя итоги последних лет, я обнаружила что если очень чего-то хотеть, то можно неожиданно, удивится результатам;
·        Кавказ: 20.07.2010г. Эльбрус 5640м
·        Непал: октябрь 2011г. Гималаи 4-ре пятитысячника в трекинге к Эвересту
         (Калапатар в их числе 5670м)
·        Турция: 25.06 2012г. Арарат 5137м
·        Танзания: 20.01.2013г. Килиманжаро 5895м



Пожив на ледниках, я влюбилась в запах озона, в честность, в простоту и ясность мира горных людей. Ведь там, если человек будет лгать или усложнять, его пространство просто выплюнет. И потому там, на больших высотах, оказывается уникальная выборка особенно цельных людей, можно сказать водится редкая человеческая разновидность. На старте своего романа с горами, будучи последние 15 лет профессиональным практикующим кабинетным психологом, я успела очень соскучится за не двузначной ясностью и простотой.

 Хоть и невозможно себе ответить внятно на вопрос: «зачем ты ходишь в горы?» Как невозможно рассказать ребенку, что такое оргазм  или передать впечатления около смертного опыта, человеку у которого такого опыта нет. Зато с теми, у кого такой опыт есть, можно...  оглушительно молчать об этом. Вспоминать эти события всем собой, всем телом и чувствовать родство друг с другом и Землей.

Удивительно для меня было обнаружить, что городские люди - те что не бывают на больших высотах, думают, что альпинисты не боятся холода, а парапланеристы высоты -  это совсем не так. К холоду не возможно привыкнуть, я зимой в городской квартире одеваю носочки. Парапланеристы, парашютисты и другие любители экстрима конечно боятся высоты. Каждый раз когда совершают прыжок - боятся – делились они со мной, когда провешивали страховочные веревки для нашей группы над пропастью 120 метров, в  самом глубоком в Украине Качи-Каньоне.  Они эти – безумцы, просто не боятся своего страха и в этом основное отличие их он «нормальных» людей.

Во время высокогорных восхождениях на заснеженных высотах - там горячо, там очень жарко на ледниках, особенно под тяжелым рюкзаком. Там от людей с явно лишним весом остается половина, так что если вам похудеть - идите в горы. Если туда восходить простудившимся или с каким-то внутренним обострением – вернётесь здоровыми. Такой уж там происходит быстрый обмен веществ, что вымывает все негоразды, как с тела так и из души. . Оттуда сверху кажутся мелочными все обиды и претензии к близким и уже спускаясь вниз совершенно легким - хочется жить с новой силой, которой еще никогда не было прежде.    Еще, там можно почувствовать себя «звездой» физически, а не образно. Да, мы люди – звезды: излучаем инфракрасное излучение и это буквально. Мы можем об этом прочитать и знать, а вот там, это можно пережить. Пережить в процессе движения, когда восходя в вечной мерзлоте где ничего не живет и уже почти космос, единственным источником тепла у тебя есть Ты сам у себя.  Только твое движение, как генератор, обеспечивает тепловое поле вокруг твоей души, или того что ты там, человек, называешь – «Я». Да, движение это жизнь и здесь можно смеяться или плакать, но только не останавливается. Остановившись тело начинает моментально замерзать , а согревает его только движение и горячая еда.



Моя первая гора была даже не Говерла, нет. Это был красавец – двухглавый Эльбрус, его еще называют европейским Эверестом. Своенравная гора – она управляет погодой на всем Кавказе и она выбирает кому на ней быть. Не все «снежные барсы» /этот титул присваивают за все "семитысячники" СССР/ были на Эльбрусе – погода не пустила. Да, гора все же, скорее как женщина.  Её, как и женщину, покорить не возможно, как бы это гордо не звучало. Это Она – гора, может разрешить побыть на ней столько, сколько она захочет и каждый год эта кавказская «женщина» ( Эльбрус) забирает свою ежегодную дань... многие оттуда не вернулись.

Теперь о том, как все начиналось.
А начиналось у меня инициация горами, как в известном фильме: «по пятницам с друзьями мы ходим в баню».  В тот вечер, я занятой и востребованный психолог , опаздывала в «нашу» киевскую баню. Просто поймав машину на дороге, я разговорилась с водителем.  Вдруг слышу от водителя: «А мы летом идем на Эльбрус». «Ух ты! а как», - говорю. «Да, это будет уже 4-ое возхождение» - говорит Олег. «И как, это возможно?» - спрашиваю я уже не тороплюсь в баню.  Продолжаю задавать вопросы, косо поглядывая на человека: две руки, две ноги, живой – ну все, как у меня (почти). Не атлет, а я похоже даже моложе его  я. Если он ходит, неужели и я смогу!?
И тогда я выбрала там быть. Когда человек выбирает из глубины своей, это как будто «услышать зов».  Само пространство начинает подигрывать и тут начинается целая цепочка совпадений. Один из моих учеников оказывается горным спасателем со стажем.  Узнав о моих планах, говорит:  «я с вами, я знаю как, я там был» и тут мой коллега-психолог: «и я был, и я с другом.., и что совсем неожиданно, к нам присоединяется бесценный человек в ледовых восхождениях «снежный барс» - Виктор Олифиров.  И так, в сопровождении пяти мужчин, я вдруг, понимаю, что теперь абсолютно готова идти на Эльбрус.
 Кроме того, за месяц до этих событий, мне «случайно» дарят камень с Приэльбрусья альпинистка си калолазка Ксенья. И тут, мне уже начинает казаться, что просто «все» туда ходят, а я бог весть чем до сих пор занималась.


Мораль 1: Если правильно захотеть, то вам «съехать» со своего желания просто не удастся. А как правильно? Правильно, это когда в вашем желании нет «надо, бы…», а есть достаточная доля восхищения из состояния «Ух ты!» И еще важно при этом разрешить себе в деталях не знать, как это будет воплощено – из состояния «интересно и как это получится?»

Наша группа не стала идти легким путем с юга через подъемник и станцию Мир, от которой ратрак довозит до Скал Пастухова (4700м). Такая легкость оборачивается, отсутствием акклиматизации и многие просто не в силах идти дальше.  Добры молодцы в моей команде, были слишком опытны и хотели идти "интересно". Поэтому наша группа шла на Эльбрус с юго-востока. Шла «по честному», пересекая огромное ледовое поле - опасно покрытое снегом, с предательски скрывающимися трещинами. Так, со всей романтикой воспетой Высоцким, мы вышли к тем же Скалам Пастухова.  Нам везло как с погодой, так и с подарками ландшафта. Разбив палатку на гребне, мы обнаружили озерцо талой воды – большая удача, не придётся топить снег.  Это был знак, что нас хочет гора ... и еще один подарок природы.  Так, не ища «легких путей» и потратив больше сил и времени, мы сами стали легкими и готовыми к штурму восточной вершины.

Мораль 2: То что кажется легким, часто таковым не является, а может сильно усложнить жизнь.
 «Если мы там должны быть - значит  будем, а если нет  - значит наш Эльбрус будет там где мы окажемся, ведь мы уже на нем», говорил мне мой партнер по психологическим инициациям.  Мне становилось легко и светло, я понимала, что не мое дело заботится о цели – достаточно ее выбрать. Я просто хочу идти, и телу так хорошо, тело лучше себя чувствует когда идет, а на остановках оно начинает думать и боятся («хозяин, здесь нет условий для жизни, здесь мало кислорода и холод космический, уходим!»).  А когда мы идем, тело получает надежду спастись и выжить и распаковывает все новые и новые ресурсы, которых намного больше чем нам кажется. Открывается второе и третье дыхание... Хорошо не сбавлять темп, идти медленно поймав свой ритм и просто сдаться потоку, который сам несет если ему не мешать мыслями.

Мораль 3: Поймай свой поток и сдайся ему, больше уже не придётся выбирать. Ведь полная свобода это на самом деле, когда нет выбора. Я свободен(а) от идеи о выборе – а значит нет внутреннего конфликта, и я свободно делаю то что делаю.  Чувствуя, кто/что я и являюсь тем, что делаю и в деланьи своём нахожу себя такой которой еще не знала…

А если не знаешь, что делать – просто делай. Ведь ошибка невозможна, есть страх ошибках.
Ошибкой в нашей жизни - является отсутствие действия.
Любое действие это поступок, а поступок это опыт.
 «Делай что должен и будь что будет» – так гласит кодекс самураев.

Новых вершин дорогие мои и хороших попутчиков!

- Наталья Валицкая

Комментариев нет:

Отправить комментарий