Страницы

четверг, 13 ноября 2014 г.

Обыкновенный гений


Обыкновенный гений
Правила жизни Виталия Тихонова, который в гараже создал новую реальность

33-летний Виталий Тихонов, светловолосый молодой человек, – генеральный директор ООО «Гидродинамика», занимающегося моделированием виртуальной реальности. Команда Тихонова – создатели 5D-кинотеатров на уникальной гидравлической платформе и первопроходцы индустрии стереокинотеатров на российском рынке. А начинали Виталий Тихонов с товарищами, как когда-то Стив Джобс, в гаражах – в Твери, на улице Шишкова

Магнитные доски в кабинете Тихонова испещрены цифрами и планами. На полках стоят бронзовые фигурки рыцарей. А посреди стола – огромный глобус. Уникальное оборудование, которое делают на «Гидродинамике», сегодня представлено во многих странах мира. Всего к 2014 году произведено более 500 комплектов: от 5D-кинотеатров до аттракциона Total Cube, обеспечивающего полное погружение в виртуальную реальность. В состав компании входят институт разработок, производство, программный отдел, отдел производства электроники и студия трехмерной компьютерной графики. Тихонов ставит перед партнерами амбициозную цель – стать лидерами среди мировых производителей комплексов виртуальной реальности.
А самым началом пути был гоночный автосимулятор, основанный на разработках Виталия Тихонова и увидевший свет в 2001 году. И даже еще раньше – когда 14-летний Виталик впервые померил «игровой» шлем в кафе «Теремок» на улице Трехсвятской в Твери и заболел виртуальной реальностью. Свой проект молодые тверские изобретатели вытянули на голом энтузиазме и патриотизме: вечерами после работы и учебы, на свои деньги, в гараже с текущей крышей. Фантастическая идея, в которую мало кто верил, за пару лет выросла в компанию с многомиллионным оборотом. Все это очень напоминает «американскую мечту», однако наш герой – ярый патриот России.
«У нас не бизнес, у нас – жизнь», – говорит Виталий Тихонов, стремительно влетая в кабинет. Он морщится всякий раз, когда я произношу слово «бизнес». Для газеты «Караван+Я» мы публикуем «Правила жизни» уникального конструктора из Твери, которого ближайшее окружение в разговорах называет «нашим гением».

«МАМА ПРОДАЛА ШУБУ И КУПИЛА МНЕ КОМПЬЮТЕР»

У меня есть правила жизни, которые я писал с 15 лет. Они на телефоне хранятся и регулярно пополняются. Начинается с самых простых: «Только мама тебя не продаст», «Убери из оборота неэффективное звено, предварительно собрав аргументы», «Никогда не рискуй своей репутацией ради людей, которых не изучил до конца своих возможностей».
***
В 1995 году, 14 лет мне было, я впервые увидел комплекс виртуальной реальности на базе шлема. Там была ужасная графика, все размыто, но главное – была сама идея. И я понял, что это реально будет рулить. Тогда уже возникла идея структуры, которая делает серьезные развлекательные вещи. А тот шлем, который работал в Твери, я через 10 лет купил на память и разобрал до винтика. Он сейчас хранится в нашем музее электроники.
***
Я рисовал в 3D, когда в России еще понятия такого не было. Всю жизнь я хотел материализовывать вещи. Если я мечтал о мотоцикле – я его рисовал. Мама в 10-м классе продала свою шубу и купила мне компьютер… Мне стыдно было на нем играть. У нас была небогатая семья, но там честь стояла на очень высоком месте. Первый дед занимался стеклодувным производством, его называли «Ванька-Страшный»: он всех рабочих в строгости держал. От второго деда я ни разу не слышал матерного слова. Честность и порядочность – это у человека в генах прошито. Либо ты с детства честный, либо нет.
***
С начала мы работали в гаражах. Это такая жопа, это резиновые сапоги зимой, гнилые полы, газовые горелки в режиме экономии. Когда начинаешь вспоминать – да, было очень тяжело. Уже потом я построил эту трехэтажную базу с ангарами, где работают конструкторы, сейчас есть трехмерная студия, штат программистов. Когда объем инвестиций настолько большой стал, я просто распылял деньги – на пробы мы несколько миллионов долларов потратили. Когда деньги идут, ты не думаешь, что они могут кончиться. Это проблема всех людей.
***
Лет пять назад ко мне часто приезжали из НИИ – технику заказывать. А я во всех документах написан «Тихонов В.В.». Они ждали старого дедушку. Легенды ходили, что какой-то дед-профессор из Твери возглавляет разработки виртуальной реальности. И, когда я приходил, они удивлялись, конечно. А я не люблю костюмы, на мне куртка спортивная «Адидас», вся замызганная. Я чаще по цехам бегаю, чем в кабинете сижу. Потому что когда реально обладаешь работой, которая для тебя – жизнь, зачем щеки надувать?
***
Мы были бы монополистами рынка 5D-кинотеатров по России в одной системе, если бы не одна фишка – пиратство в России. Никто ничего не контролирует. 150 млн вложено в нашу анимационную студию, по зарплатам и по технике. Мы сами делаем фильмы. Мы создавали фильм специально для поездки в Америку – «Рейс «Москва – Нью-Йорк» за 10 млн рублей. А все это бесплатно достается пиратским компаниям.
***
У меня была болезнь – я мечтал создавать самолеты. Не знаю, откуда это: Гагарин, высота. Потом я осознал: до самолетов далеко. И начал делать свой проект.
Когда у ребенка пяти лет спрашиваешь: «Кем ты хочешь стать?» – он говорит, например: «Пожарным». Это истинное желание маленького человечка. Но его гасят, он становится банкиром. Поэтому у нас все в стране экономисты, юристы, банкиры. У меня этих банкиров в классе очень много. А надо просто идти за своей мечтой.
***
Наша компания называется «Гидродинамика», а ее торговая марка – «Total Interaсtive Technologies» – все интерактивные технологии. Раньше было проще: «Тихонов-Технология», «Ти-Тех» – по той же модели, как самолеты называют. Потом стало Ti-Tech, а потом уже это название.
Сейчас мы разработали новую торговую марку – «Бизон». Это русское название, но перекликается с английским – bi-zone, двойная зона, территория виртуальной реальности. Философия названия вещи важна.
***
Я семь лет не ел, не пил, придумывал свой симулятор. С 20 до 27 лет у меня лишних денег не было вообще… И все ради того, чтобы на российском рынке было что-то достойное. Это действительно чистый патриотизм, а кто-то говорил: идиотизм. Для меня что было важно? Показать отцу, что я чего-то стою. Потому что меня так ломали в этом плане. Начинать что-то новое всегда трудно. А когда занимаешься вещами, которые никто не понимает – виртуальной реальностью, – все вдвойне сложней.
***
Мы пока принципиально не делаем комплексы, которые обеспечивают полное погружение в виртуальную реальность. Это очень сильные ощущения. Надо понять, что такое этот процесс. Как на супербыстрый мотоцикл садишься – понимания скорости нет, а на спидометр смотришь – там 250. И уже потом мозг срабатывает, осознает, что происходит. С виртуальной реальностью то же самое. Человек пока к этому не готов.

«ОТКРЫТОЙ НАУКИ В РОССИИ НЕТ»
В России до нас, парнишек, никто не делал цифровых гидравлических систем. Мы реально столкнулись с проблемой новых технологий. Их не было.
Некомпетентность кадров на заводах меня поражала. Приходил, например, на экскаваторный завод, ставил задачи. Они посидели, сделали мне какие-то детали за огромные деньги. Но основное пришлось создавать самому. Только в тяжелых условиях рождается истина.
***
Слово «бизнес» я ненавижу. Это какая-то американская фигня. Есть понятия «структура» и «производство».
***
Я патриот такой жесткий, просто не всегда показываю. Но думаю: «Россия», – и у меня иногда слезы текут. Мы три года подряд ездили в Америку – на выставку «IAAPA». А я рвался туда, цель была такая. Туда с говном ты не имеешь права ехать, и российских компаний там вообще нет. На третью выставку, когда мы презентовали «Total Cube», я сам поехал. Мы как раз планировали расширяться, искать новых партнеров. Думал: все точки над i расставлю и буду поставлять. Потому что у нас даже дилер должен быть с душой, который разделяет наше неравнодушие.
И вот мы презентуем технику, она копейки стоит по американским меркам. Чтобы этот аттракцион произвести, трудились ребята с микрозарплатами, в 25–30 тысяч рублей, у которых мозоли на руках. Ты приезжаешь в Америку, а там: «Where are you from?» «We are from Russia!» «Раша??» И вот эта улыбка искусственная, циничная… Противно было.
Мы полтора месяца жили в Майами – хотели посмотреть, как там бизнес работает и люди живут. Настрой на успех реально у них прошит в мозгах! Сейчас мы в связи с Украиной испытываем патриотический подъем, а там это заложено столетиями. Ты это чувствуешь: они вместе, а ты один. Что ты можешь сделать? В этом сложность. Менталитет не наш!
***
Как изобретатель, я очень обеспокоен тем, что в России убили уроки труда. Школьником я только этим жил: мне нравилось напильничком железку точить. Все мы по своей природе ремесленники. Это особая философия – сделать деталь. Просверлить номерок, набить цифры чеканкой… У меня есть цель – вернуть уроки труда в школы. Это стратегия, она гораздо выше планов просто заработать.
***
Высшего технического образования сейчас, по сути, не дают. Я, наверное, последний из могикан. Преподаватель политеха Леонид Илясов, академик трех академий наук – мой соратник по разуму. Ему 75 лет, у него 320 научных трудов, патент на патенте. Я его книгу «Биомедицинские инженерные технологии» помогал выпустить, сейчас это моя настольная книга. В целом сегодня открытой науки в России нет, и никого это не беспокоит. Люди разучились мыслить! Структура их строит таким образом, что они идут туда, где они просто винтики, где, главное, платят и побольше.
***
Бизнес 5D-технологий очень прибыльный. Компании и частные предприниматели, которые покупали нашу аппаратуру, за сезон окупались три раза. Стоимость оборудования составляет 2 миллиона рублей. Тут стоит вопрос не заработка, а того, как поставить новую технологию в развлечениях.




Как создавалась виртуальная реальность
2001 год. Молодые тверские изобретатели Георгий Калганов, Максим Пушкарь, Даниэль Стаховский во главе с Виталием Тихоновым начинают строить первый гоночный автосимулятор, основанный на своих разработках в области виртуальной реальности.
2004 год. Автосимулятор вводится в эксплуатацию и получает массовое признание.
2005 год. По приглашению компании INTEL группа разработчиков участвует в выставке компаний «цифровые технологии России», где занимает первое место.
2006 год. Изобретатели создают первую в России динамическую платформу на новом принципе работы исполнительного привода. Начинается работа над собственным стереофильмом.
2007 год. Вводится в эксплуатацию первая 2-степенная платформа 5D-кинотеатра в Челябинске. Начинается мелкосерийное производство оборудования. Затем компания разработает 3-степенную и 4-степенную платформы.
2008 год. Сформирована студия трехмерной графики. Выходит первый фильм – «Звездный клинок». Впервые продан полный комплект 5D-кинотеатра в Твери.
2010 год. Создается система активного стерео, что приводит к увеличению продаж оборудования. Начало роста продаж собственных залов.
2011 год. Организована собственная коммерческая структура. Создается уникальный аттракцион Total Cube, обеспечивающий полное погружение в виртуальную реальность.
2013 год. Разработан и построен шестиместный аттракцион «Бездна».
2014 год. После продолжительной подготовки к серийному выпуску выходит целая линейка симуляторов виртуальной реальности, не имеющей аналогов в мире.



«Я ЗА РЕПУТАЦИЕЙ СЛЕЖУ НА УРОВНЕ ДНК»
Слева направо: звуковидеорежиссер Михаил Волнухин, художник студии Александр Бондарь и главный художник студии Павел Бурдинский
Не люблю, когда люди говорят: «А, Виталь, ты меркантильный». Я отвечаю: «Ребята, а вы сколькими людьми руководили? Скольких кормили? Какие обязательства брали на себя?» Вот у меня в подчинении 120 человек было, у всех семьи. Мы официально поставили в России бизнес 5D-технологий – я разработал уникальный гидравлический принцип, дешевле и круче его невозможно сделать. Это техника, которая семь лет работает в режиме нон-стоп и не требует даже замены масла. Мы получили вторую золотую медаль в рейтинге топ-50 компаний экспортеров игрового оборудования в России, у нас куча всяких наград.
***
Раньше у меня же не было ни черта, я в калошах ходил. Я тянул, тянул этот проект по виртуальной реальности. В 2000 году приходил на кафедру, рассказывал о своих идеях, мне пальцем у виска крутили. А когда дело пошло, ко мне начали ходить псевдодрузья: они видели, что я на крутых тачках начал ездить. Я раньше думал, все люди хорошие, всех по себе мерил. Всем хотел помочь! А потом начал глубже изучать людей – психологию, физиогномику, жестикуляцию – и понял: не всем нужно помогать. И отдавать нужно лишь то, чего тебе реально не жалко.
***
За репутацией я слежу, наверное, на уровне ДНК. Как можно обмануть человека, с которым договорился? У меня в компании работали все-все мои друзья. Кто выдержал ковку, которую я устраивал, тот развился, у того сейчас свой бизнес. Я их специально отпустил в свободное плавание, мы договариваемся по-братски. Есть понятие «друг», а есть – «брат». Кто не понимает, что такое «друг» и «брат», не сможет понять и отцовство.
Я имею в виду не отца физиологического, а наставника, который должен быть у каждого мужчины. У меня их много…
 ***
Я общался на очень высоких кругах, знаю много людей, крутых и некрутых. Но братства людей в бизнесе пока не встречал, а вот в структурах видел. А я прямой человек. Зачем строить гримасы, если ты внутри ничто? Это надо понимать с детства. Когда мы строили структуру, я поставлял оборудование в Москву и Питер без договоров – только на доверии. Приезжали хозяева компаний, и мы просто обсуждали все вопросы и несли ответственность за свои слова.
***
Я все детство провел в спорте, ездил в спортивный лагерь. И там церковь стоит, на которую мы с пацанами крест ставили. Мы без страховки этот крест несли: ветер сильный, и сверху тренер орет: «Держать!!!» А там черт знает какой вес – огромная сварная конструкция непонятно из чего. Там мы висим, и вот этот крест с нами. А мы все качались, ребята здоровые, но еще чуть-чуть – и мы бы упали вместе с этим куполом. Но тогда мы его все-таки поставили. Может быть, Бог помог. Хотя дело не в Боге и не в религии. Вера и честь – она внутри. Церковь до сих пор стоит, но уже разграбленная, как-то ездили с ребятами смотреть. И лагерь тот заброшен. Слезы текли от воспоминаний.
***
Любой конструктор, создатель – это аналитик. Я постоянно хожу и все вокруг анализирую. Тем более виртуальную реальность негде посмотреть. Все уникально, и все принципы работы мы берем из жизни. У нас с ребятами есть философия – «Анализируй природу».
***
Я никогда не скажу: это мои достижения. Это все заслуги компании. Я просто вдалбливаю людям, что такое структура – когда любое звено в ответе друг за друга. Вот совещание было в понедельник. И я сказал – хоть мы и друзья, но Георгий Николаевич не сдал свою вещь. И никто не получит зарплату, пока он ее не сдаст. Сейчас он работает днем и ночью – и он сделает. Мы братство, друг за друга очень серьезно стоим.
***
Мне не нравится сидеть в кабинете. Я люблю ходить по цехам, сканировать обстановку. Сейчас там простор и порядок, потому что некоторые вещи нельзя сделать в грязи. Раньше мы делали, конечно, от безысходности. Но я уже тогда понимал, что это неправильно.
***
Что такое вера? Это сила без меры, как и любовь. Нельзя сказать: я больше верю, потом что у меня крест больше. Или: я патриот, потому что у меня две ноги оторвало. Это очень зыбкие вещи – и вера, и патриотизм. Человека я анализирую по его достижениям, а не по тому, что он о себе говорит.
***
Сколько бы ни было работы, в основе должен находиться фундамент. В случае виртуальной реальности это оценка конечного пользователя. Когда я придумываю технологии, у меня перед глазами стоит пацан с последней мятой сотней в кармане, которую ему мама на хлеб дала. Так и я когда-то стоял. Как думаете, должен ему этот аттракцион понравиться или нет?
Любовь КУКУШКИНА

Комментариев нет:

Отправить комментарий