| 
                                  
                                   |  |  
                                            | 
                                                    
                                                        | 
 Хотя
 изначально она написана об американцах и для американцев, сходства 
между американцами и россиянами видны, особенно в поколении 
двадцати-тридцатилетних. Это статья о счастье и разочаровании . Автор — Тим Урбан , ведущий блога Waitbutwhy.com 
Статью публикую в переводе и адаптации. |  
                                                    
                                                        | 
О чем плачут в двадцать пять
Знакомьтесь. Это Люси.
 
Люси — представитель поколения Y: людей, рожденных в конце 70-х — 
начале 90-х годов. Сейчас им по 20-30 лет, они закончили вузы и теперь 
работают. Если они работают в большом городе и занимаются 
интеллектуальным трудом, их называют «Юппи» — young urban professionals,
 молодые трудоустроенные горожане. Люси как раз такая. 
В целом у Люси всё хорошо. Почему же она такая несчастная? 
Разберемся сначала, откуда берется счастье. На удивление, формула простая:
  
Ничего мудреного. Если ожидаешь больше, чем получаешь — ты несчастлив. Если наоборот — счастлив. 
Интересно, что объективная реальность играет второстепенную роль. Она
 сама по себе не делает человека счастливым или несчастным — только 
в сочетании с ожиданиями. Если ребенок ожидал на день рождения игровую 
приставку «Иксбокс», а получил велосипед «Мерида», он, скорее всего, 
расстроится. Если же он ожидал хоть какой велосипед, а получил целую 
настоящую «Мериду», он будет прыгать до потолка. 
Со счастьем разобрались: чтобы быть счастливым, нужно, чтобы 
реальность превосходила ожидания. Откуда у Люси завышенные ожидания? 
Чтобы лучше это понять, познакомимся с ее родителями. |  
                                                    
                                                        | 
Родители
Дедушка и бабушка Люси — представители «великого поколения». Они 
выросли во времена «Великой депрессии» — экономического кризиса в США 
в 1930-е гг. В ранней юности они видели нищету и безработицу. Во время 
Второй мировой войны они либо служили, либо работали на заводе, где 
и познакомились. 
После кризисных тридцатых и военных сороковых в Америке наступают 
зажиточные пятидесятые: реальный сектор растет, у всех полно работы, 
денег хватает. Ветеранам войны (тогда еще двадцатилетним парням) выдают 
льготные ипотеки, американские архитекторы начинают типовую коттеджную 
застройку пригородов, у молодых семей появляется доступное жилье, 
автомобили, телевизоры и другие элементы американской мечты. 
Дедушка с бабушкой женятся (массово, в масштабах целого поколения), 
и у них рождаются дети. Происходит демографический взрыв — «бэби бум». 
Америка наполняется счастливыми детьми пятидесятых, которые увидят 
нищету только в документальных фильмах. 
Дедушка с бабушкой учат своих детей, что главное в жизни — стабильная
 работа и устойчивый доход. Они хотят, чтобы в их жизни еда была 
вкусной, а трава — зеленой. И вот их дети, родители Люси, вырастают 
с мыслью о стабильной и долговечной карьере. Вот такой:
 
Родители Люси знают, что они обязательно доберутся до этой зеленой лужайки. Нужно лишь много работать:
 
Родители успешно переболели культурой хиппи в 70-х годах и радостно 
взялись за свои карьеры. И тут в 80-х и 90-х американский мир переживает
 небывалый экономический рост. Растет всё и во всех отраслях, деньги 
прут из всех щелей, успевай только зарабатывать. 
Наши герои — смелые и уверенные в себе люди. Они честно трудились 
и заработали даже больше, чем планировали. И дом купили лучше, и жизнь 
обустроили удобнее. От этого к зрелости у них сложилось общее ощущение 
удовлетворенности жизнью:
 
У родителей Люси не было перед глазами войны и затяжного 
экономического кризиса. Они уверены, что все всегда будет хорошо — нужно
 лишь трудиться. И они воспитали свою Люси в этой же традиции, но в еще 
более утрированной манере: будто ее возможности безграничны, и Люси 
(и все ее сверстники) может стать кем захочет. 
Начинались девяностые. По телевизору показывали молодых «Бэкстрит 
бойз» и живого Кобейна, а маленькие мальчики и девочки впитывали идею, 
что они уникальные, их возможности безграничны, а по жизни им во всем 
зеленый свет. Более того, им не подходит унылая судьба родителей, 
которые просто добились финансовой стабильности. Стабильность — это 
скучно. В жизни поколения Y должны происходить удивительные вещи. 
На их лужайке обязательно зацветут цветы:
 
Отсюда первый факт о Люси, который важно понять: |  
                                                    
                                                        | 
Люси запредельно амбициозна
Люси и ее ровесники хотят не просто комфортную жизнь и достаток. Это 
для них слишком мелко. Если родители Люси воплощали «Американскую 
мечту», то сама она будет воплощать свою собственную, уникальную , мечту. 
Писатель и исследователь Кэл Ньюпорт проследил рост популярности 
фразы «следуй за своей мечтой» (follow your passion), который пришелся 
на последние 20 лет. Для анализа использовался гугловский инструмент 
Ngram Viewer: он показывает, как часто в англоязычной прессе встречаются
 определенные словосочетания. Сравните, как падает популярность 
«стабильной работы» (a secure career) и растет популярность «работы для 
души» (a fulfilling career):
 
Должен оговориться: Люси и ее сверстники хотят материального достатка
 не меньше, чем их родители. Но, вместе с тем, они хотят, чтобы работа 
приносила удовлетворение. Об этом «бэби-бумеры» и не мечтали. 
Однако Люси не только запредельно амбициозна. С раннего детства в ней укореняется еще одна мысль, почерпнутая у родителей:
 
И тут настало время поговорить о второй особенности Люси и ее друзей: |  
                                                    
                                                        | 
Они живут в мире фантазий
«Ну да, конечно, все мы добьемся в жизни счастья и успеха. И все 
мы найдем работу по душе и заработаем на ней. Но я-то особенная. 
А значит, мой жизненный путь тоже будет особенным, я оставлю след 
в истории и вознесусь над толпой», — думает Люси на занятиях в колледже. 
И вот у нас целое поколение Люсь, которые не только убеждены, что 
на их лужайке зацветут цветы. Каждая отдельная Люси убеждена, что как 
только она закончит вуз, ее лужайка станет особенно прекрасной, —
 
над ней воспарит волшебный пони-единорог: 
Это заблуждение сыграет с Люси злую шутку, когда она получит диплом. 
Если родители Люси готовились к многолетнему упорному труду, то Люси 
пребывает в уверенности, что ей-то, такой особенной и замечательной, 
работа будет даваться легко. Нужно лишь выбрать направление по душе 
и подождать, пока ее талант обнаружат. Вот как Люси видит свою карьеру 
на старших курсах вуза:
 
Но, увы, настоящая работа — это кровь, пот и слезы, даже если 
вы не метите на цветастую лужайку с единорогами. Чтобы выстроить 
невыдающуюся, но хотя бы устойчивую карьеру, потребуется много лет 
выдающегося труда. К такому Люси жизнь не готовила. Она ожидала, что 
сейчас год-другой, и она станет новым Джобсом-Цукербергом. 
Но она не станет, силенок не хватит. И она не готова это принять. 
Профессор Пол Харви, признанный люсивед и психолог, исследовал 
мировоззрения людей поколения Y. Он отмечает, что его представители 
«имеют нереалистичные ожидания от жизни и необоснованно высокое мнение 
о себе», а также «болезненно сопротивляются критике». «Не прикладывая 
достаточно усилий, такие люди, тем не менее, продолжают ожидать от жизни
 серьезного вознаграждения, — пишет Харви, — и продолжают 
разочаровываться». 
Несмотря на то, что Люси о себе самого высокого мнения, у реальности 
свой взгляд. Вот где наша Люси оказывается спустя два года после вуза:
 
Наша героиня выстроила нереальные ожидания от работы, и, естественно,
 разочаровалась. Из-за несоответствия ожиданий и реальности она 
несчастна. 
Но это не всё. Есть еще одна проблема, которая усугубляет положение Люси. |  
                                                    
                                                        | 
Над ней все как будто издеваются
Понятно, что среди поколения родителей Люси кто-то богаче и кто-то 
счастливее. Но так как большую часть жизни эти люди прожили без 
Фейсбука, они не особо в курсе, как складывалась карьера сверстников. 
Они жили себе и занимались своим делом, оглядываясь в лучшем случае 
на лужайку соседа. 
А вот Люси преследует новомодный общественный феномен: брехня в Фейсбуке. 
Из-за соцсетей Люси живет в мире, в котором а) люди постоянно 
публикуют информацию о себе; б) то, что они публикуют, часто 
не соответствует действительности; в) в основном, окружающие делятся 
своими успехами и помалкивают о неудачах. 
Если посмотреть на страницу в Фейсбуке типичной одноклассницы Люси, 
то там будут сплошные вечеринки, знакомства с известными людьми, 
заграничные поездки, подарки от поклонников и дорогие рестораны. И нигде
 не будет написано, что она на самом деле подрабатывает текильщицей 
в клубе, занимает деньги у родителей, а эти розы купила себе сама. Это 
называется «конструирование имиджа». 
Из-за этого у Люси складывается чувство, будто у всех кругом все прекрасно, и она одна такая дура, ничего в жизни не добилась.
 
Вот почему Люси чувствует себя не на месте. И хотя она, скорее всего,
 начала свою карьеру очень даже успешно, она мучается от ощущения 
собственной несостоятельности. 
Что бы я посоветовал таким, как Люси:
 
Оставаться такими же амбициозными. В мире хватает возможностей 
реализоваться, нужно лишь брать и делать. Может быть, все получится 
не так, как вы планировали, но что-то точно получится. Главное — делать.Перестать считать себя особенными. Правда жизни в том, что 
вы неопытный молодой человек, которому пока что нечего предложить миру. 
Чтобы это появилось, нужно трудится, долго и изо всех сил.Не смотрите по сторонам. Сейчас ничего не стоит создать себе образ 
состоятельного и успешного человека. Если ваши друзья и знакомые кажутся
 успешными, не спешите делать выводы. Возможно, они просто держат Айфон 
под правильным углом. Вам же нужно заниматься своим делом честно 
и от души — тогда не будет причин завидовать другим. |  
                                                      
                                                      |  | 
 | 
Еще по теме | 
 |  |  |  | 
Комментариев нет:
Отправить комментарий