|
Хотя
изначально она написана об американцах и для американцев, сходства
между американцами и россиянами видны, особенно в поколении
двадцати-тридцатилетних. Это статья о счастье и разочаровании. Автор — Тим Урбан, ведущий блога Waitbutwhy.com
Статью публикую в переводе и адаптации.
|
О чем плачут в двадцать пять
Знакомьтесь. Это Люси.
Люси — представитель поколения Y: людей, рожденных в конце 70-х —
начале 90-х годов. Сейчас им по 20-30 лет, они закончили вузы и теперь
работают. Если они работают в большом городе и занимаются
интеллектуальным трудом, их называют «Юппи» — young urban professionals,
молодые трудоустроенные горожане. Люси как раз такая.
В целом у Люси всё хорошо. Почему же она такая несчастная?
Разберемся сначала, откуда берется счастье. На удивление, формула простая:
Ничего мудреного. Если ожидаешь больше, чем получаешь — ты несчастлив. Если наоборот — счастлив.
Интересно, что объективная реальность играет второстепенную роль. Она
сама по себе не делает человека счастливым или несчастным — только
в сочетании с ожиданиями. Если ребенок ожидал на день рождения игровую
приставку «Иксбокс», а получил велосипед «Мерида», он, скорее всего,
расстроится. Если же он ожидал хоть какой велосипед, а получил целую
настоящую «Мериду», он будет прыгать до потолка.
Со счастьем разобрались: чтобы быть счастливым, нужно, чтобы
реальность превосходила ожидания. Откуда у Люси завышенные ожидания?
Чтобы лучше это понять, познакомимся с ее родителями.
|
Родители
Дедушка и бабушка Люси — представители «великого поколения». Они
выросли во времена «Великой депрессии» — экономического кризиса в США
в 1930-е гг. В ранней юности они видели нищету и безработицу. Во время
Второй мировой войны они либо служили, либо работали на заводе, где
и познакомились.
После кризисных тридцатых и военных сороковых в Америке наступают
зажиточные пятидесятые: реальный сектор растет, у всех полно работы,
денег хватает. Ветеранам войны (тогда еще двадцатилетним парням) выдают
льготные ипотеки, американские архитекторы начинают типовую коттеджную
застройку пригородов, у молодых семей появляется доступное жилье,
автомобили, телевизоры и другие элементы американской мечты.
Дедушка с бабушкой женятся (массово, в масштабах целого поколения),
и у них рождаются дети. Происходит демографический взрыв — «бэби бум».
Америка наполняется счастливыми детьми пятидесятых, которые увидят
нищету только в документальных фильмах.
Дедушка с бабушкой учат своих детей, что главное в жизни — стабильная
работа и устойчивый доход. Они хотят, чтобы в их жизни еда была
вкусной, а трава — зеленой. И вот их дети, родители Люси, вырастают
с мыслью о стабильной и долговечной карьере. Вот такой:
Родители Люси знают, что они обязательно доберутся до этой зеленой лужайки. Нужно лишь много работать:
Родители успешно переболели культурой хиппи в 70-х годах и радостно
взялись за свои карьеры. И тут в 80-х и 90-х американский мир переживает
небывалый экономический рост. Растет всё и во всех отраслях, деньги
прут из всех щелей, успевай только зарабатывать.
Наши герои — смелые и уверенные в себе люди. Они честно трудились
и заработали даже больше, чем планировали. И дом купили лучше, и жизнь
обустроили удобнее. От этого к зрелости у них сложилось общее ощущение
удовлетворенности жизнью:
У родителей Люси не было перед глазами войны и затяжного
экономического кризиса. Они уверены, что все всегда будет хорошо — нужно
лишь трудиться. И они воспитали свою Люси в этой же традиции, но в еще
более утрированной манере: будто ее возможности безграничны, и Люси
(и все ее сверстники) может стать кем захочет.
Начинались девяностые. По телевизору показывали молодых «Бэкстрит
бойз» и живого Кобейна, а маленькие мальчики и девочки впитывали идею,
что они уникальные, их возможности безграничны, а по жизни им во всем
зеленый свет. Более того, им не подходит унылая судьба родителей,
которые просто добились финансовой стабильности. Стабильность — это
скучно. В жизни поколения Y должны происходить удивительные вещи.
На их лужайке обязательно зацветут цветы:
Отсюда первый факт о Люси, который важно понять:
|
Люси запредельно амбициозна
Люси и ее ровесники хотят не просто комфортную жизнь и достаток. Это
для них слишком мелко. Если родители Люси воплощали «Американскую
мечту», то сама она будет воплощать свою собственную, уникальную, мечту.
Писатель и исследователь Кэл Ньюпорт проследил рост популярности
фразы «следуй за своей мечтой» (follow your passion), который пришелся
на последние 20 лет. Для анализа использовался гугловский инструмент
Ngram Viewer: он показывает, как часто в англоязычной прессе встречаются
определенные словосочетания. Сравните, как падает популярность
«стабильной работы» (a secure career) и растет популярность «работы для
души» (a fulfilling career):
Должен оговориться: Люси и ее сверстники хотят материального достатка
не меньше, чем их родители. Но, вместе с тем, они хотят, чтобы работа
приносила удовлетворение. Об этом «бэби-бумеры» и не мечтали.
Однако Люси не только запредельно амбициозна. С раннего детства в ней укореняется еще одна мысль, почерпнутая у родителей:
И тут настало время поговорить о второй особенности Люси и ее друзей:
|
Они живут в мире фантазий
«Ну да, конечно, все мы добьемся в жизни счастья и успеха. И все
мы найдем работу по душе и заработаем на ней. Но я-то особенная.
А значит, мой жизненный путь тоже будет особенным, я оставлю след
в истории и вознесусь над толпой», — думает Люси на занятиях в колледже.
И вот у нас целое поколение Люсь, которые не только убеждены, что
на их лужайке зацветут цветы. Каждая отдельная Люси убеждена, что как
только она закончит вуз, ее лужайка станет особенно прекрасной, —
- над ней воспарит волшебный пони-единорог:
Это заблуждение сыграет с Люси злую шутку, когда она получит диплом.
Если родители Люси готовились к многолетнему упорному труду, то Люси
пребывает в уверенности, что ей-то, такой особенной и замечательной,
работа будет даваться легко. Нужно лишь выбрать направление по душе
и подождать, пока ее талант обнаружат. Вот как Люси видит свою карьеру
на старших курсах вуза:
Но, увы, настоящая работа — это кровь, пот и слезы, даже если
вы не метите на цветастую лужайку с единорогами. Чтобы выстроить
невыдающуюся, но хотя бы устойчивую карьеру, потребуется много лет
выдающегося труда. К такому Люси жизнь не готовила. Она ожидала, что
сейчас год-другой, и она станет новым Джобсом-Цукербергом.
Но она не станет, силенок не хватит. И она не готова это принять.
Профессор Пол Харви, признанный люсивед и психолог, исследовал
мировоззрения людей поколения Y. Он отмечает, что его представители
«имеют нереалистичные ожидания от жизни и необоснованно высокое мнение
о себе», а также «болезненно сопротивляются критике». «Не прикладывая
достаточно усилий, такие люди, тем не менее, продолжают ожидать от жизни
серьезного вознаграждения, — пишет Харви, — и продолжают
разочаровываться».
Несмотря на то, что Люси о себе самого высокого мнения, у реальности
свой взгляд. Вот где наша Люси оказывается спустя два года после вуза:
Наша героиня выстроила нереальные ожидания от работы, и, естественно,
разочаровалась. Из-за несоответствия ожиданий и реальности она
несчастна.
Но это не всё. Есть еще одна проблема, которая усугубляет положение Люси.
|
Над ней все как будто издеваются
Понятно, что среди поколения родителей Люси кто-то богаче и кто-то
счастливее. Но так как большую часть жизни эти люди прожили без
Фейсбука, они не особо в курсе, как складывалась карьера сверстников.
Они жили себе и занимались своим делом, оглядываясь в лучшем случае
на лужайку соседа.
А вот Люси преследует новомодный общественный феномен: брехня в Фейсбуке.
Из-за соцсетей Люси живет в мире, в котором а) люди постоянно
публикуют информацию о себе; б) то, что они публикуют, часто
не соответствует действительности; в) в основном, окружающие делятся
своими успехами и помалкивают о неудачах.
Если посмотреть на страницу в Фейсбуке типичной одноклассницы Люси,
то там будут сплошные вечеринки, знакомства с известными людьми,
заграничные поездки, подарки от поклонников и дорогие рестораны. И нигде
не будет написано, что она на самом деле подрабатывает текильщицей
в клубе, занимает деньги у родителей, а эти розы купила себе сама. Это
называется «конструирование имиджа».
Из-за этого у Люси складывается чувство, будто у всех кругом все прекрасно, и она одна такая дура, ничего в жизни не добилась.
Вот почему Люси чувствует себя не на месте. И хотя она, скорее всего,
начала свою карьеру очень даже успешно, она мучается от ощущения
собственной несостоятельности.
Что бы я посоветовал таким, как Люси:
- Оставаться такими же амбициозными. В мире хватает возможностей
реализоваться, нужно лишь брать и делать. Может быть, все получится
не так, как вы планировали, но что-то точно получится. Главное — делать.
- Перестать считать себя особенными. Правда жизни в том, что
вы неопытный молодой человек, которому пока что нечего предложить миру.
Чтобы это появилось, нужно трудится, долго и изо всех сил.
- Не смотрите по сторонам. Сейчас ничего не стоит создать себе образ
состоятельного и успешного человека. Если ваши друзья и знакомые кажутся
успешными, не спешите делать выводы. Возможно, они просто держат Айфон
под правильным углом. Вам же нужно заниматься своим делом честно
и от души — тогда не будет причин завидовать другим.
|
|
|
Еще по теме
|
|
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий