Гохуа - космогония китайской живописи
Мировая гармония, запечатленная на бумаге
История китайской живописи
насчитывает, по меньшей мере, 5 тысячелетий. Сначала рисовали только на
белом шелке линиями, затем раскрашивали глаза, рот и т.д. Цвета
использовали только золотой, черный, светло-розовый. Красоту рисовали
тщательно, а зло быстро и схематично.
Китайская живопись разительно отличается от европейской. Европейцы
рисуют – китайцы пишут картины, поскольку каллиграфия и живопись
неразрывно связаны между собой, это одни и те же материалы (кисть,
бумага, тушь), одни и те же линии. Европейцы рассматривают картины,
китайцы их читают. Китайская работа считается законченной, если на ней
есть печать автора и какие-то поэтические или философские строчки,
записанные каллиграфией. Рассматривая китайскую живопись, мы даже
дерзаем предположить, что всеми нами любимый импрессионизм берет начало
вовсе не во Франции, а в Поднебесной. Все картины пишутся китайскими
художниками без предварительных эскизов.
Европейцы рассматривают картины, китайцы их читают
Живописи гохуа не чужда строгость, она имеет ряд канонов. В ней
заложены глубокие философские идеи даосизма, буддизма и конфуцианства.
Основоположник теории живописи гохуа, Сэ Хэ, в своем произведении
«Заметки о категориях старинной живописи», датированном 490 г.,
обозначил 6 принципов, на которые должен опираться художник в своей
работе. Первый принцип утверждает, что в своей работе художник должен
передать сущность предмета, а не внешнюю натуралистичную оболочку. Это
наиболее важный аспект китайской живописи.
В своей картине художник передает мировую гармонию, сущность
природы, ритм ее жизни. Поэтому натурализм неприемлем в китайской
живописи
Образы в данном виде искусства имеют символичное значение. Все
значения напрямую связаны с идеей космогонии. Структура самого
свитка-полотна определяется двумя важнейшими началами – Земля и Небо.
Горы в живописи Китая обозначают мужское светлое начало – ян, вода –
женское темное начало, инь. Это сочетание, согласно древним поверьям,
служит возникновением вселенной, самой жизни. Вода – вены, кровь земли,
горы – ее кости. В своей картине художник передает мировую гармонию,
сущность природы, ритм ее жизни. Поэтому натурализм неприемлем в
китайской живописи.
Одному китайскому художнику было поручено расписать в императорском
дворце комнату с изображением тигра. За работу обещано хорошее
вознаграждение, ну, а случаи неудачи, как водится у императоров, голова
с плеч. Назначено время приема работы. Время от времени императорские
слуги навещали нашего художника, но тот безмолвно сидел в центре
комнаты. Подходит время сдачи работы, художник безмолвствует, кисти
лежат без дела, слуги готовятся к известному исполнению уговора. И тут
наш художник быстрыми движениями выдает бессмертный шедевр. Все в
восторге! На вопрос о молчании, художник ответил так: «Я не мог
говорить. Я был тигром».
Похожие публикации
Гохуа - космогония китайской живописи
Мировая гармония, запечатленная на бумаге
История китайской живописи
насчитывает, по меньшей мере, 5 тысячелетий. Сначала рисовали только на
белом шелке линиями, затем раскрашивали глаза, рот и т.д. Цвета
использовали только золотой, черный, светло-розовый. Красоту рисовали
тщательно, а зло быстро и схематично.Китайская живопись разительно отличается от европейской. Европейцы рисуют – китайцы пишут картины, поскольку каллиграфия и живопись неразрывно связаны между собой, это одни и те же материалы (кисть, бумага, тушь), одни и те же линии. Европейцы рассматривают картины, китайцы их читают. Китайская работа считается законченной, если на ней есть печать автора и какие-то поэтические или философские строчки, записанные каллиграфией. Рассматривая китайскую живопись, мы даже дерзаем предположить, что всеми нами любимый импрессионизм берет начало вовсе не во Франции, а в Поднебесной. Все картины пишутся китайскими художниками без предварительных эскизов.
Европейцы рассматривают картины, китайцы их читают
Живописи гохуа не чужда строгость, она имеет ряд канонов. В ней заложены глубокие философские идеи даосизма, буддизма и конфуцианства. Основоположник теории живописи гохуа, Сэ Хэ, в своем произведении «Заметки о категориях старинной живописи», датированном 490 г., обозначил 6 принципов, на которые должен опираться художник в своей работе. Первый принцип утверждает, что в своей работе художник должен передать сущность предмета, а не внешнюю натуралистичную оболочку. Это наиболее важный аспект китайской живописи.В своей картине художник передает мировую гармонию, сущность природы, ритм ее жизни. Поэтому натурализм неприемлем в китайской живописи
Образы в данном виде искусства имеют символичное значение. Все значения напрямую связаны с идеей космогонии. Структура самого свитка-полотна определяется двумя важнейшими началами – Земля и Небо. Горы в живописи Китая обозначают мужское светлое начало – ян, вода – женское темное начало, инь. Это сочетание, согласно древним поверьям, служит возникновением вселенной, самой жизни. Вода – вены, кровь земли, горы – ее кости. В своей картине художник передает мировую гармонию, сущность природы, ритм ее жизни. Поэтому натурализм неприемлем в китайской живописи.Одному китайскому художнику было поручено расписать в императорском дворце комнату с изображением тигра. За работу обещано хорошее вознаграждение, ну, а случаи неудачи, как водится у императоров, голова с плеч. Назначено время приема работы. Время от времени императорские слуги навещали нашего художника, но тот безмолвно сидел в центре комнаты. Подходит время сдачи работы, художник безмолвствует, кисти лежат без дела, слуги готовятся к известному исполнению уговора. И тут наш художник быстрыми движениями выдает бессмертный шедевр. Все в восторге! На вопрос о молчании, художник ответил так: «Я не мог говорить. Я был тигром».
Похожие публикации
14 мин. ·
Одному
китайскому художнику было поручено расписать в императорском дворце
комнату с изображением тигра. За работу обещано хорошее вознаграждение,
ну, а случаи неудачи, как водится у императоров, голова с плеч.
Назначено время приема работы. Время от времени императорские слуги
навещали нашего художника, но тот безмолвно сидел в центре комнаты.
Подходит время сдачи работы, художник безмолвствует, кисти лежат без
дела, слуги готовятся к известному исполнению уговора. И тут наш
художник быстрыми движениями выдает бессмертный шедевр. Все в восторге!
На вопрос о молчании, художник ответил так: «Я не мог говорить. Я был
тигром».
http://risomus.ru/goxua-kosmogoniya-kitajskoj-zhivopisi.html
http://risomus.ru/goxua-kosmogoniya-kitajskoj-zhivopisi.html
История
китайской живописи. Каллиграфия и живопись неразрывно связаны между
собой, это одни и те же материалы (кисть, бумага, тушь), одни и те же
линии.
risomus.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий