Наталья Косевич поделилась публикацией.
С середины 70-х годов мир столкнулся с феноменом взрыва популярности восточных боевых единоборств, названых для краткости "боевыми искусствами". Под этим термином понималось искусство ведения рукопашного боя одним человеком средних физических кондиций, действующего против превосходящего по кондициям противника или группы противников.
Умение
расправиться с превосходящим по численности количеством нападающих
считалось сутью боевых искусств, отчего в Европе с её
либерально-правовыми традициями этот тип боя подавался как искусство
самообороны. Разумеется, для возможности официального признания
потребовалось применить лицемерные техники рекламы, говорящие о том, что
карате или кунгфу - это не наука о том, как мгновенно убить неожиданно
напавшего человека, а способ корректной самозащиты и самовоспитания
личности, её нравственного развития на протяжении жизни.
Это лицемерие, носящее защитный характер, привело к тому, что популяризация БИ повлекла колоссальную профанацию этого феномена. Появились секты, где ореол непонятной мистики, чужих ритуалов, массы терминов на непонятном языке и всякие чайные церемонии заняли больше половины времени, отведённого на занятия, а в результате проверки уличным боем такие "специалисты" часто попадали в реанимацию или на кладбища, столкнувшись с обычными хулиганами и пьяными драчунами. Обвинили в этом, конечно, сами БИ, а не тех жуликоватых учителей, которые просто снимали сливки на волне моды, краткосрочной, как любая мода.
Но по мере роста популярности боевых искусств начался и процесс кристаллизации опыта. Выяснилось удивительное дело: боевые искусства - это не для всех. Боевые искусства - это удел элиты. А любая элита всегда очень малочисленна. Почему боевые искусства элитарны? Потому, что для их реального освоения требуются не только годы терпения и упорного ежедневного труда, но и наличие интеллекта, способного к тому же к саморазвитию и углублению своих качеств. На это способны единицы из сотен. Основная маса адептов БИ - это "пикейные жилеты", никогда не идущие дальше базы и разговоров о боях и чайных церемониях. Мир БИ превратился в субкультуру, где есть свои фанаты, свои гении, свои гуру и своя массовка.
Дело в том, что с начала ХХ века, когда карате стали преподавать в Японии, выяснилось, что ученики хотят получить всё побыстрее и не особо при этом заморачиваться. Не менять образа жизни и не отказывать себе в удовольствиях. То есть делать то, что в БИ немыслимо. Там живут жизнью аскета. БИ - это образ жизни, а не разновидность досуга, типа рыбалки или похода в кино. Но от мастеров не требовали погружения в систему, от них требовали эрзаца. И это трудолюбивые японцы! Что говорить о европейцах?
Тренеры вынужденно пошли навстречу запросу масс, сокращая и выбрасывая из школы те вещи, которые и составляют суть искусства. Это привело к катастрофа. Путь федераций превратил БИ в спорт и выхолостил их смысл. Ведь если в секции спортивного бокса ученик уже через пару месяцев способен бить и двигаться, то в карате и кунгфу на это нужны годы. В БИ любое прикосновение противника несёт не потерю очков, а смерть или травму и инвалидность - если пощадят и не убьют. В БИ учат выживать, а не побеждать в спортивном бою один на один с равным противником по правилам и без оружия. Это совсем другие навыки и их иначе развивают и закрепляют. Тут путь соревнований и турниров - безумие. Как провести турнир по ножевому бою? Так же нелепо выглядит турнир по БИ.
БИ в коммерческий век могут не умереть только став популярными. А популярность - это неизбежное превращение в спорт. То есть это не просто выхолащивание сути, а опошление и убийство смысла боевых искусств именно как средств скорейшего уничтожения нападающего. Это путь к забвению. БИ из оружия, к которому требуется относиться с опаской и уважением, превратились в игру по правилам, которая стала испытанием смелости и ловкости, а не вопросом жизни и смерти. Раньше воспитывали воинов, теперь детей. Вы представляете, чтобы оружие давали детям? Ну разве что, если оно из пластмассы. Нет более пошлого зрелища для мастера БИ, чем толпы детишек в кимоно, изучающих в секциях карате или тэквондо навыки безопасного обмена разрешёнными ударами по правилам под наблюдением судьи. Здесь критерием мастерства начинают служить кубки и медали, а не реальное понимание смысла техники и умение её применять в сочетании с навыками измененного состояния сознания.
Спортивный уклон заставил убрать из боевых искусств все самые реальные и опасные техники. С ними умерли и методики отработки их применения и противостояния им. А самое главное - умерли методы тренировки боевой экстрасенсорики, дающие возможности опережающего чувствования атаки и перехвата намерений противника, управления им в бою и контроля за его поведением и мышлением.
Мир боевых искусств разделился на тех, кому достаточно нескольких месяцев обучения боксу со всеми его разновидностями для получения чувства превосходства и самоутверждения среди себе подобных, и тех, кто превратился в не поступающихся принципами диссидентов, предпочитающих не участвовать в убийстве дела всей своей жизни, превращая его в пошлость и коммерческую кормушку, и отойти в тень, где хоть в полном одиночестве продолжать практиковать и развивать искусство боя и навыка выживания среди не способствующих выживанию ситуаций.
Вокруг таких людей собираются малые группы последователей, но это приоритет качества над количеством. Тут лучше меньше, да лучше. Настоящие мастера боевых искусств всегда люди очень небогатые. Они сконцентрированы на своём деле. а не на превращении его в источник дохода. Это их проблема. потому что себя и семью надо как-то кормить и для этого отвлекаться от осмысления процесса и заниматься тем, что противно - рекламой, нужными связями, приёмом всяких идиотов, мечтающих за месяц стать Брюсом Ли, разных мамаш, приводящих своих детей на модную секцию, чтобы те могли дать сдачи в школе и заодно похвастаться кубками перед другими мамашами.
Легче с папашами, которые в молодости сами были как-то обработаны миром боевых искусств и потому немного понимают суть проблемы. Эти папаши хотя бы помогают - уже тем, что не мешают и способны следить за развитием своего ребёнка.
Но всё это чрезвычайно тошно для мастеров, которые понимают, что жизнь идёт куда-то не туда. Ведь все мастера тренируются и тренируют не в шикарных залах, а у себя на заднем дворике. Три-четырые ученика - не более. Но зато это те, кто способен понимать биомеханику тонкого движения, принципы психологической самонастройки. энергетической практики и знаний по тактике. стратегии и прочих вещах, которыми не заморачивается средний боксёр, весь талант которого порой состоит в том, что он вместо тюрьмы попал к такому тренеру, который его агрессию и ущемлённые комплексы сумел на некоторое время обуздать и направить на цели достижения высоких спортивных результатов. Из таких чемпионов никогда не вырастают классные тренеры, потому что они сами не знают, как у них получается правильно бить и двигаться. Это плод работы тренера. Учернк делает так, как учили, не понимая принципа и не умея его передать. Не умея обучить другого тому, что делает сам. Такое состояние называется "умелый дурак". И таких умелых дураков во всех массовых видах спорта 90%.
Талант тренера, исследователя и бойца - это дело уникальное. Отношение любого настоящего мастера боевых искусств к своей деятельности - это ощущение себя, стоящего в конце огромной цепочки людей, уходящей в века. Теперь в его руках то, что создано гением и трудом многих поколений. Теперь он ответственен за сохранение и передачу. Насколько достойно можно тут выстроить своё поведение? Самое трудное на пути любого мастера - это научиться терпеть агрессивных профанов. Хочется научить каждого, кто пришёл за знаниями, но получение настоящих знаний надо заслужить.
Способ простой - тот, кто достоин, покажет это своим упорством и поведением. Он будет скромным и трудолюбивым. Тогда ему можно со временем передавать главное. Попытки обучать тех, кто не собирается верить мастеру, не разделяет ценности системы, к которой пришел приобщаться, ищет лёгкого пути и дешёвой славы - это метание бисера перед свиньями, как говорили древние. Этого не стоит делать. За открытия в области искусства боя люди платили жизнями. Это дорогого стоит и заслуживает уважения. И поэтому не стоит передавать секреты боевого мастерства тем, кто на самом деле ищет корысти. Они придут, покрутятся и уйдут. Боевые искусства - это путь жизни и смерти, а не тема для тех, кто ищет удовольствий и денег. Зато останутся те, кто после прикосновения к великому поймут это и изменятся сами. Именно ради этого и живут настоящие мастера боевых искусств. © Александр Халдей
Это лицемерие, носящее защитный характер, привело к тому, что популяризация БИ повлекла колоссальную профанацию этого феномена. Появились секты, где ореол непонятной мистики, чужих ритуалов, массы терминов на непонятном языке и всякие чайные церемонии заняли больше половины времени, отведённого на занятия, а в результате проверки уличным боем такие "специалисты" часто попадали в реанимацию или на кладбища, столкнувшись с обычными хулиганами и пьяными драчунами. Обвинили в этом, конечно, сами БИ, а не тех жуликоватых учителей, которые просто снимали сливки на волне моды, краткосрочной, как любая мода.
Но по мере роста популярности боевых искусств начался и процесс кристаллизации опыта. Выяснилось удивительное дело: боевые искусства - это не для всех. Боевые искусства - это удел элиты. А любая элита всегда очень малочисленна. Почему боевые искусства элитарны? Потому, что для их реального освоения требуются не только годы терпения и упорного ежедневного труда, но и наличие интеллекта, способного к тому же к саморазвитию и углублению своих качеств. На это способны единицы из сотен. Основная маса адептов БИ - это "пикейные жилеты", никогда не идущие дальше базы и разговоров о боях и чайных церемониях. Мир БИ превратился в субкультуру, где есть свои фанаты, свои гении, свои гуру и своя массовка.
Дело в том, что с начала ХХ века, когда карате стали преподавать в Японии, выяснилось, что ученики хотят получить всё побыстрее и не особо при этом заморачиваться. Не менять образа жизни и не отказывать себе в удовольствиях. То есть делать то, что в БИ немыслимо. Там живут жизнью аскета. БИ - это образ жизни, а не разновидность досуга, типа рыбалки или похода в кино. Но от мастеров не требовали погружения в систему, от них требовали эрзаца. И это трудолюбивые японцы! Что говорить о европейцах?
Тренеры вынужденно пошли навстречу запросу масс, сокращая и выбрасывая из школы те вещи, которые и составляют суть искусства. Это привело к катастрофа. Путь федераций превратил БИ в спорт и выхолостил их смысл. Ведь если в секции спортивного бокса ученик уже через пару месяцев способен бить и двигаться, то в карате и кунгфу на это нужны годы. В БИ любое прикосновение противника несёт не потерю очков, а смерть или травму и инвалидность - если пощадят и не убьют. В БИ учат выживать, а не побеждать в спортивном бою один на один с равным противником по правилам и без оружия. Это совсем другие навыки и их иначе развивают и закрепляют. Тут путь соревнований и турниров - безумие. Как провести турнир по ножевому бою? Так же нелепо выглядит турнир по БИ.
БИ в коммерческий век могут не умереть только став популярными. А популярность - это неизбежное превращение в спорт. То есть это не просто выхолащивание сути, а опошление и убийство смысла боевых искусств именно как средств скорейшего уничтожения нападающего. Это путь к забвению. БИ из оружия, к которому требуется относиться с опаской и уважением, превратились в игру по правилам, которая стала испытанием смелости и ловкости, а не вопросом жизни и смерти. Раньше воспитывали воинов, теперь детей. Вы представляете, чтобы оружие давали детям? Ну разве что, если оно из пластмассы. Нет более пошлого зрелища для мастера БИ, чем толпы детишек в кимоно, изучающих в секциях карате или тэквондо навыки безопасного обмена разрешёнными ударами по правилам под наблюдением судьи. Здесь критерием мастерства начинают служить кубки и медали, а не реальное понимание смысла техники и умение её применять в сочетании с навыками измененного состояния сознания.
Спортивный уклон заставил убрать из боевых искусств все самые реальные и опасные техники. С ними умерли и методики отработки их применения и противостояния им. А самое главное - умерли методы тренировки боевой экстрасенсорики, дающие возможности опережающего чувствования атаки и перехвата намерений противника, управления им в бою и контроля за его поведением и мышлением.
Мир боевых искусств разделился на тех, кому достаточно нескольких месяцев обучения боксу со всеми его разновидностями для получения чувства превосходства и самоутверждения среди себе подобных, и тех, кто превратился в не поступающихся принципами диссидентов, предпочитающих не участвовать в убийстве дела всей своей жизни, превращая его в пошлость и коммерческую кормушку, и отойти в тень, где хоть в полном одиночестве продолжать практиковать и развивать искусство боя и навыка выживания среди не способствующих выживанию ситуаций.
Вокруг таких людей собираются малые группы последователей, но это приоритет качества над количеством. Тут лучше меньше, да лучше. Настоящие мастера боевых искусств всегда люди очень небогатые. Они сконцентрированы на своём деле. а не на превращении его в источник дохода. Это их проблема. потому что себя и семью надо как-то кормить и для этого отвлекаться от осмысления процесса и заниматься тем, что противно - рекламой, нужными связями, приёмом всяких идиотов, мечтающих за месяц стать Брюсом Ли, разных мамаш, приводящих своих детей на модную секцию, чтобы те могли дать сдачи в школе и заодно похвастаться кубками перед другими мамашами.
Легче с папашами, которые в молодости сами были как-то обработаны миром боевых искусств и потому немного понимают суть проблемы. Эти папаши хотя бы помогают - уже тем, что не мешают и способны следить за развитием своего ребёнка.
Но всё это чрезвычайно тошно для мастеров, которые понимают, что жизнь идёт куда-то не туда. Ведь все мастера тренируются и тренируют не в шикарных залах, а у себя на заднем дворике. Три-четырые ученика - не более. Но зато это те, кто способен понимать биомеханику тонкого движения, принципы психологической самонастройки. энергетической практики и знаний по тактике. стратегии и прочих вещах, которыми не заморачивается средний боксёр, весь талант которого порой состоит в том, что он вместо тюрьмы попал к такому тренеру, который его агрессию и ущемлённые комплексы сумел на некоторое время обуздать и направить на цели достижения высоких спортивных результатов. Из таких чемпионов никогда не вырастают классные тренеры, потому что они сами не знают, как у них получается правильно бить и двигаться. Это плод работы тренера. Учернк делает так, как учили, не понимая принципа и не умея его передать. Не умея обучить другого тому, что делает сам. Такое состояние называется "умелый дурак". И таких умелых дураков во всех массовых видах спорта 90%.
Талант тренера, исследователя и бойца - это дело уникальное. Отношение любого настоящего мастера боевых искусств к своей деятельности - это ощущение себя, стоящего в конце огромной цепочки людей, уходящей в века. Теперь в его руках то, что создано гением и трудом многих поколений. Теперь он ответственен за сохранение и передачу. Насколько достойно можно тут выстроить своё поведение? Самое трудное на пути любого мастера - это научиться терпеть агрессивных профанов. Хочется научить каждого, кто пришёл за знаниями, но получение настоящих знаний надо заслужить.
Способ простой - тот, кто достоин, покажет это своим упорством и поведением. Он будет скромным и трудолюбивым. Тогда ему можно со временем передавать главное. Попытки обучать тех, кто не собирается верить мастеру, не разделяет ценности системы, к которой пришел приобщаться, ищет лёгкого пути и дешёвой славы - это метание бисера перед свиньями, как говорили древние. Этого не стоит делать. За открытия в области искусства боя люди платили жизнями. Это дорогого стоит и заслуживает уважения. И поэтому не стоит передавать секреты боевого мастерства тем, кто на самом деле ищет корысти. Они придут, покрутятся и уйдут. Боевые искусства - это путь жизни и смерти, а не тема для тех, кто ищет удовольствий и денег. Зато останутся те, кто после прикосновения к великому поймут это и изменятся сами. Именно ради этого и живут настоящие мастера боевых искусств. © Александр Халдей
Комментариев нет:
Отправить комментарий